Печать 

Есть ли проблема?

Многолетние наблюдения за людьми, впервые берущимися за руль, показывают, что в большинстве своем сами они додуматься до правильных действий с "баранкой" не могут.

На учебной площадке в Люблине

Вместе с этим, многим водителям, которые уже давно освоились с машиной и даже называют себя профессионалами, все-таки временами подспудно приходит в голову мысль, что есть у них какой-то пробел в рулении. Тянет их посоветоваться с гонщиками, хочется досконально разобраться с этой темой. От экстремалов ждут они какого-то трудного секрета, и надеются тоже стать гонщиками, одолев его.

Для прослушивания статьи, пожалуйста, левой кнопкой запустите проигрыватель, а правым ползунком отрегулируйте громкость.

Многочисленные шоферские форумы свидетельствуют об этом. Стоит только набить в поиске: "как рулить?", и можно залезть в такое болото словоблудия, что выбраться из него будет очень трудно. А правильных рассуждений там все равно не будет.

Вряд ли кто из водителей ожидает, что искомый ответ на самом деле гораздо ближе, чем им представляется. Секрет рулевого колеса - и он действительно есть! - не только неожиданно прост, но еще и удивительно легок!

Однако несмотря на легкость и естественность правильного руления, додуматься до верных действий почему-то не смог ни один знакомый мне водитель.


Для кого эта статья?

В первую очередь эта статья предназначена тем начинающим вождение молодым людям, которые во всем хотят добиться правильности и обоснованности.

Многим водителям с небольшим стажем, которые, тем не менее, считают, что уже освоили автомобиль и, в частности, руление, при чтении этой статьи придется убедиться в собственной недогадливости, по крайней мере.

После этого короткого руководства по правильному рулению молодым водителям уже не понадобятся объемные книги известных гонщиков и журналистов, напичканные чертежами и фотографиями.

Это касается только техники взаимодействия с рулем, а сами по себе заметки гонщиков и тренеров почитать всегда интересно.

Разобравшись в несложной кинематике рычага, управляющего колесами, они уже не смогут тупо следовать бредовому совету профессоров-экстремальщиков пропускать самовозвращающийся руль сквозь пальцы, уподобленные колодкам дискового тормоза.

Никакой угадки! Только полный контроль над выравнивающимися колесами! Только та траектория, которая необходима на каждом конкретном повороте на любой скорости и на любом покрытии. И все это – простыми и легкими движениями рук! Неслыханная легкость на выходе из виража с поразительной устойчивостью управляемых колес!


Кому это надо "как мертвому припарки?"

Старым водителям лучше вообще не вникать в суть дела; ни одному «мастеру» мне пока не удалось что-либо доказать по затронутой теме. К тому же в жарких спорах (зачастую с нецензурными выражениями) почти всегда выяснялось, что у многих из них, знакомых и незнакомых, есть другие пробелы в вождении, то есть, не только с рулем. На все мои ясные как божий день доказательства у них один ответ-возражение – мол, кому как удобней, а мне - так. Правильно говорится: "Сила есть – ума не надо!"

Остается только сожалеть: именно им, прорулившим неправильно всю жизнь, даже на старости лет не дано понять своей ошибки.


Предпосылка к вековой ошибке водителей

Отсутствие в автошколах правильного рулевого тренажера ни к чему хорошему привести не может. В этом можно убедиться, посмотрев, например, видео Центра высшего водительского мастерства: сидят двадцать курсантов и весело крутят свободно вращающуюся «баранку». Сто раз – туда, сто раз – обратно. (Таких кинокомедий – полно; сходите на досуге по ссылкам, указанным внизу страницы.)

Никому из них и в голову не приходит, что при движении на реальной машине взаимодействовать придется абсолютно с другими силами и другими способами!

Когда ошибка закрепится, переубеждать и переучивать таких крутильщиков становится очень трудно, потому что упомянутая поговорка уже сделает свое недоброе дело. Водитель всю жизнь будет считать обратным действием правому повороту – левый поворот и никогда не излечится от потери вектора самовозврата.

Облегчением будет лишь смутная догадка, что с этим ничего нельзя поделать. Лечащим врачом его станет один профессор, который в своих книгах прописывает таким страдальцам две пилюли: кисти-суппорты и перекат через тыльную сторону ладони.

В период обострения некоторое облегчение будет приносить утешительная мысль, что, мол, все так ездят – и ничего. Действительно, это очень утешает. Я помню как в армии одним из первых заболел дизентерией, и в палате одному было скучно мучиться. Но, когда заболела вся эскадрилья, сразу стало легче.

На этой оптимистической ноте лирическое отступление заканчивается, и начинается основная тема: как правильно крутить руль.


Что значит рулить?

Рулить – значит управлять рулем.

Руль автомобиля – это колесо, используемое как рычаг. Плечом его является радиус обода. Обод спицами соединен со ступицей, одетой на ось рулевого вала, и собой заменяет концы недостающих спиц-радиусов. Именно за эти радиусы, даже если их нельзя потрогать, водитель крутит руль.

Как ни странно, но ни в одной машине, какая бы дорогая они ни была, нет руля правильной конструкции, также как нет в продаже мобильного телефона, сделанного для человеческой руки.

Зададимся вначале двумя вопросами, ответы на которые и дадут нам ключ к определению сути руления.

К ученым просьба: постараться не учитывать силу бокового ветра, влияние магнитных полюсов Земли и скатывающую силу Кориолиса; притяжением Луны тоже можно пренебречь.

1. Что должен делать водитель движущегося автомобиля для удержания его на окружности?

2. Что должен делать водитель движущегося автомобиля для удержания его на прямой?

На ровной дороге в первом случае сила будет постоянной, а во втором никакого усилия не потребуется.

Нам предстоит догадаться, в каких точках прикладывать силу, и куда должен быть направлен ее вектор, чтобы она была наименьшей. Но самое главное, о чем нам надо догадаться: как избавиться от слова ЧУТКО!


Как держать руль?

Как держать молоток или пилу? Как держать гитару или теннисную ракетку? В разных ситуациях, при разных работах инструменты мы держим по-разному. И после работы мы их кладем куда-нибудь, чтобы вообще не держать.

Также и руль: его не держать надо, а уметь при необходимости правильно его поворачивать. А вот для этого и потребуется в нужный момент занять перед рулем исходное положение, которое для новичков и называется: как держать руль.

Исходное положение подразумевает не только места хвата за обод, но и, например, преднамеренный наклон тела в сторону предстоящего поворота.


Два исходных положения рук на руле

Исправная машина у нас будет леворульная, а поворот будем рассматривать всегда правый.

Предполагается, что на машине правильно отрегулированы углы установки колес, стоит хорошая резина с нормальным давлением.

Исправная машина на ровной дороге не меняет своего направления (не сходит с прямой), если нажимать на газ и бросать его, если газовать и тормозить при включенной передаче, не держа руль. На выходе из поворота рулевое колесо после отпускания сразу начинает самовозврат в нулевое положение.

Если машину с отпущенным рулем на ровной дороге уводит (тянет) в сторону, значит, есть какая-то неисправность; отсутствие самовозврата колес на прямую после поворота – тоже несправность; неисправности надо устранить.

На плоскости руля по традиции условно поставим числа как на циферблате стрелочных часов: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10-11-12. Угол поворота руля относительно этого циферблата будем измерять не в градусах, а в часах.

Вначале потребуется найти нулевое положение руля, в которое он становится при движении машины по прямой.

В этом положении руля на точке обода, соответствующей 12 часам, нужно сделать метку. Метка должна быть светлой и обязательно осязаемой. Лучше всего для этого подойдет белая изолента, намотанная кольцом толщиной 3-5 мм. Еще лучше, если на нижней части средней спицы будет вторая метка – вертикальная полоска, как будто часовая стрелка в положении 6. Это будет более конкретным указателем нулевого положения руля - вертикалью.

Тому, кто сомневается в необходимости метки или ее стыдится (мол, его могут осмеять) следует вспомнить, в каких отраслях нашей деятельности тоже встречаются метки. Например, на музыкальных инструментах (баяне, гитаре) традиционно помечают несколько кнопок или ладов, чтобы можно было легко поймать их наощупь; на клавиатуре телефонов, калькуляторов и компьютеров всегда есть выступающие точки или бугорки на центральных кнопках буквенного и цифрового блоков; на пультах к телевизорам и другим приборам есть осязаемые символы - и никто их не стесняется, потому что они облегчают управление.

Забегая вперед, скажу, что в "танце руля" используются только нижние секторы руля: между точками 9-6 - левый сектор, между точками 3-6 - правый.

Внутренний голос подсказывает: с этого места читателей следует разделить на две группы.
В первую группу определяются те, кому легче поворачивать руль направо, толкая его левой рукой от себя за 9, как это рекомендует, например, известный гонщик и журналист в своих книгах "Самоучитель по вождению. Современный стиль" и "Гоночные секреты".
Во вторую группу войдут те, кому легче поворачивать руль направо, притягивая его к себе за 3, как это делала бы любая обезьяна, не читавшая книжек про экстремальное вождение и скоростное руление.
Вторая группа может продолжить чтение, а первой лучше пойти смотреть телеканал "АВТО".

Основное исходное положение 10-2

Многие ученики правильно берутся за руль двумя руками в точках 10 и 2, но не могут объяснить, почему это верно. А все просто.

Видно, что к радиусу 3 локоть водителя приходит под прямым углом, и для поворота направо - это самая легкая точка на руле. Правда, прямой угол тут же и тупеет. Поэтому Михаэль Шумахер кладет руку чуть выше - примерно на 2, чтобы тянуть руль немного до точки 3 и немного после – близко к прямому углу, в секторе наименьшего усилия.

За 10 и 2, не меняя положения кистей на ободе, можно поворачивать руль на угол в 3 часа в обе стороны (до волшебных точек 7 и 5, соответственно).

Кисти рук на руле располагаются без напряжения; можно сказать, они висят на пальцах поверху и чуть снаружи руля, причем основной захват делается мизинцами, так как ладонь по их линии короче, чем по линии других пальцев.

О рекомендуемом гонщиками закрытом хвате, когда большой палец обхватывает обод как топор, можно почитать у гонщиков или на сайте ЦВВМ. В начальный период обучения такой хват не только не требуется, но даже очень вреден, потому что не позволяет ученику сбросить излишнее напряжение и сковывает кисти (особенно на выходе из поворота). К тому же при закрытом хвате многие ученики, еще не приспособленные к легким перехватам, того и гляди вывихнут себе большие пальцы в низу руля.

Львиная доля поворота

Из этого исходного положения выполняется без перехватов и более крутой поворот - на 6 часов. При этом правая рука, достигнув 5, бросает руль, оставаясь над бедром, а левая, продолжает тянуть обод до 5, заменив правую.

Мы еще вернемся к этому абзацу с сердечком, потому что именно с этого положения рук и начинаются перехваты "танца руля".

Для правильного выполнения этого более крутого поворота, как и описываемых далее перехватов, нужно заранее подготовиться:

Городское исходное положение 12-4

В городе при частых разгонах и остановках, да еще и с перестроениями, приходится постоянно работать рычагом КПП, оставляя на руле левую руку. Надо обязательно уметь круто - то есть на максимальный угол - рулить этой рукой, причем в обе стороны должен быть равный поворот. Значит, перед переключением передачи нужно взяться левой рукой за точку 12. Тогда и влево и вправо будет возможен угол поворота на 5 часов.

При городском исходном положении левая рука метку на руле берет мизинцем (то есть, кисть располагается чуть правее 12).


Способы кругового вращения руля

Кривошипно-шатунный механизмРуль можно толкать от себя и вверх или тянуть к себе и вниз. Для двуруких есть только один правильный способ быстрого вращения руля. Как бы кто ни изощрялся, изобретая 32 модификации, все равно они будут элементами этого способа.

Кривошипно-шатунный механизм, построенный из руки и вращающейся ручки на ободе, будет нашим идеалом, и мы должны скопировать его как можно точнее.

Комбинированное вращение

Этот способ знаком каждому профессионалу, и наиболее часто применяется при маневрировании в ограниченном пространстве, позволяя вывернуть колеса слева-направо за 2-4 секунды (3-4 оборота руля). Такое вращение производится и на ходу, и на стоящей машине, как правило, с опережением самовозврата и когда его нет.

Траектории кистей по кругуЛевая рука вращает руль по часовой стрелке с 7 до 3, а правая – с 12 до 4 (с 1 до 5).

Исходное положение: руки у точек 7 и 5. Начинается вращение левой рукой, которая, ухватившись за обод в точке 7, сначала толчком, а потом тягой крутит его до точки 3 и отпускает, в том же темпе продолжая с выворотом кисти движение под рулем (именно под рулем!) в исходное положение. Правая рука начинает движение вверх почти одновременно с левой, чтобы до момента ее отпускания ухватиться за 12 и без остановки продолжить вращение до 4 (левая в это время, проходя под рулем, занимает исходное положение). Таким образом, левая рука вращает руль на 8 часов (толчком и тягой), а правая - на 4 (только тягой).

На «Ладе» для поворота колес слева-направо надо сделать четыре «маха» наружной рукой. Если это сделать за 2-3 секунды - это отличная скорость.

Так как тяга к себе всегда более контролируема, чем толчок от себя, одновременно с толчком надо наклониться внутрь поворота, чтобы левая рука перешла на тягу не с 12, а уже с 10. Две другие причины заранее завалиться в сторону поворота уже были указаны в разделе "Основное исходное положение 10-2".

Для начинающих сложно бывает: точно определить момент начала движения вверх правой руки; не сделать остановки руля в момент перехвата; ловко вывернуть под рулем левую руку. Многие переводят ее в исходное положение по хорде 3-7, но это неправильно, потому что не совпадает с траекторией ручки-ленивки. Следует отметить как ошибку нежелание некоторых учениц качаться корпусом вправо-влево с каждым "махом". Правильное движение левой кисти совпадает с кругом руля, а правая кисть описывает что-то наподобие смятого эллипса, проходящего через точки 12 и 4 (см. зеленую и красную кривые).

Простые перехваты

Вернемся к абзацу с сердечком.

Напомню, что при изучении перехватов машина едет, и с того момента, как мы свернули руль вправо, он все время "хочет" вернуться в нулевое положение; серая стрелка на двух следующих рисунках это показывает.

Перехваты начинаются с того момента, когда левой руке, достигшей точки 5, уже невозможно продолжить вращение.

Услышав это, самые догадливые ученики тут же хватаются правой рукой за 10. Они без сомнения были бы сразу приняты на главную роль в один из перечисленных ниже сюжетов, но, к сожалению, тогда их придется отправить в группу № 1.

Траектории кистей на входеВ основу нашей теории мы положили легкость, потому что ни один конструктор не будет придумывать механизм, заведомо выполняющий лишнюю работу. Вряд ли группе №2 надо это лишний раз доказывать.

Поэтому мы будем делать перехваты в том секторе, где они требуют наименьшего усилия, и где их вектор не меняет направления, что для "танца руля" самое главное. Попробуем изобразить своими чередующимися руками маленькую шестеренку, которая вертит большую.

ПРЯМЫЕ ПЕРЕХВАТЫ

Итак, когда левая рука достигла точки 5, правая берется за 4 и в свою очередь тянет до 5. Потом левая опять берется за 4 и тянет до 5. Обращаем особое внимание на то, что каждый раз браться надо только на ладонь выше прежней руки. На ладонь! Это будет мерка в один час.

Скоро мы узнаем о точках устойчивого равновесия, и станет понятен смысл мелких перехватов при векторном рулении.

Закончив прямые перехваты, оставим на руле левую руку в точке 5, не отпуская руль, стремящийся вырваться, и будем ездить по кругу до тех пор, пока не узнаем, что делать дальше.

А в следующем абзаце прояснится одно из самых темных мест всех руководств по рулению, доказывающее, что ни один автоинструктор, ни один гонщик и ни один профессор вождения сами не знают того, чему хотят научить.

Какую ни возьмешь методику, обязательно в ней будет сказано, как надо перебирать руками при входе в поворот; пусть описание этих перехватов и не всегда правильное, и зачастую не в ладах с законами механики, но все-таки авторы пытаются подробно показать, куда и когда какую руку ставить. Но нигде нет самого главного! А именно: как надо перебирать руками после поворота? Ответ бывает только таким - В ОРАТНОМ ПОРЯДКЕ или НАОБОРОТ.
Но что значит это НАОБОРОТ, никто конкретно расписать не может, потому что не знает. В результате и сформировалась та самая вековая ошибка всех водителей, когда обратным действием правому повороту стал левый поворот: если направо крутил где-то справа, то ОБРАТНО для всех означает - крути где-то слева.
И только выпускники Авто-Учителя.РУ знают, что обратным действием любому повороту является ВЫХОД НА ПРЯМУЮ! Пришла пора узнать это и всем остальным.

Траектории кистей на выходеДостаточно взглянуть на рисунок, чтобы все стало на свои места: вот они те же самые стрелочки, но в обратном направлении.

ОБРАТНЫЕ ПЕРЕХВАТЫ

Обратные перехваты в отличие от прямых делаются только на ходу.

Продолжая имитировать маленькую шестеренку, позволим большой шестеренке (рулю) возвратиться в нулевое положение. Под левую руку, которая удерживала руль в точке 5, ставим правую, хватаясь за 6, и отпускаем руль до 5; потом левой рукой хватаемся за 6 и вновь отпускаем до пяти. Делаем это до тех пор, пока метка на руле не займет своего нулевого положения.

Как и говорилось в начале статьи: а ларчик просто открывался! И никаких суппортов и перекатов через тыльную сторону ладони!


Остается лишь напомнить, что руль становится рулем только в движении, и не надо его толкать от себя и вверх на стоящей машине. Вообще, суть интеллектуального руления такова: руль надо всегда тянуть к себе и вниз. Поэтому, если руль перестает возвращаться или его самовозврат медленнее желаемого, надо просто перекинуться на другую сторону или применить комбинированное вращение с опережением самовозврата.

Но это еще не все.


Точки устойчивого равновесия

Точки устойчивого равновесияВ "танце руля" используется интересное свойство колесного рычага. Оно позволяет на любой скорости любую дугу проходить с устойчивым положением управляемых колес, переходя в определенный момент к векторному рулению.

Как уже было сказано, для удержания руля в определенном положении обычным способом водитель прикладывает к ободу силу, перпендикулярную концу его радиуса в рулевой плоскости (на рис. - красная и синяя стрелки). При этом надо ЧУТКО реагировать на вращение руля в ту или другую сторону, меняя вовремя направление силы.

Попробуйте, взявшись за руль в точках 10 и 2 удерживать метку на 12, когда ваш товарищ будет резко дергать за обод влево-вправо. Вам придется нелегко, потому что невозможно угадать, куда он дернет.

Теперь попробуйте взяться за точки 7 и 5 и при этом сильно потяните руль на себя, как бы пытаясь выломать его из оси. А товарищ пусть опять подергает руль влево-вправо. В этом случае можно и глаза закрыть, не пытаясь даже угадать направление вращения, а руль сам будет возвращаться в первоначальное положение вне зависимости от того, куда его сворачивали. Сделаем из этого вывод.

Если к точке хвата (на рис. это - 5) приложить силу, идущую из центра руля по радиусу (зеленая стрелка), то необходимость в чутком балансе сил пропадает. Такой силе безразлично, куда "хочет" повернуться руль: она не дает ему свернуться ни влево, ни вправо, освобождая водителя от необходимости чувствовать. Естественно, и управляемые колеса сохраняют устойчивый угол поворота.

Для такой силы данную точку назовем точкой устойчивого равновесия (ТУР).

Чтобы найти ТУР, например, для правой руки свободно сидящего водителя, надо, взявшись за обод в правом секторе, потянуть его к себе (не вращать, а просто тянуть естественным сгибом руки в локте - "ломать"). Если руль при этом вращается по ходу часовых стрелок, значит, вы взялись правее ТУР; если против, то - левее. Поэкспериментируйте, дергая обод к себе в разных местах за правый сектор, и определите, где должна быть приложена сила бицепса, чтобы руль не менял своего положения при увеличении этой силы.

Большинству людей подходят ТУР 7 и 5 для левой и правой рук соответственно, а зависит это в основном от ширины плеч и диаметра руля.

Чтобы сила была наименьшей, ее вектор должен лежать в плоскости руля. Из этого следует, что чем больше наклонен руль вперед и чем он выше, тем легче добиться устойчивого равновесия.

Ученика не должно смущать то, что под пальцы попадает спица руля: правильных рулей в природе нет, и когда появятся, - неизвестно. Очевидно, ни М.Д.Прохоров на ё-машине, ни Н.В.Фоменко на "Марусе" их не сделают.

Далее будет показано, как с увеличением скорости поворота ТУР поднимается по циферблату и как правильно применять силу устойчивого равновесия, противодействуя еще и центробежной силе. То есть, речь пойдет о векторных перехватах.


Пояснения

Кисти рук

Рассмотрите повнимательней кисть своей руки. Пясть кисти изрезана складками; складки образовались от сгибания пальцев; этих складок – три:

  1. От большого пальца;
  2. От блока указательный-средний-безымянный;
  3. От блока средний-безымянный-мизинец.

По этим складкам цыганки гадают.
Складки, образовавшиеся с рождения, в процессе трудовой деятельности могут изменить свою форму в зависимости от вида работы, делая руки людей одной профессии схожими.
Вполне вероятно, что опытная цыганка действительно может что-то по ним увидеть. Но чаще всего гаданье – прелюдия перед кражей.

У большинства нормально развитых людей третья складка не доходит до указательного пальца, а вторая – не продлевается до мизинца. По нижней части ладони видно, что хотя мизинец и считается самым слабым пальцем, не такой уж он и слабый. Третьим блоком люди удерживают почти все предметы: инструменты, сумки и пр.. Если человек берет, например, молоток, сжимая его между указательным и большим пальцами, - такой человек, скорее всего, не умеет им работать, то есть, не развит. Также и с рулем.

За обод рулевого колеса надо браться именно третьими блоками, если не сказать – мизинцами, а указательные и большие пальцы в первое время лучше вообще оттопыривать за ненадобностью.


Вопросы по статье можно задать в форме комментария.

Продолжение следует...